Межотраслевое объединение Фармпробег | Коммуникативные барьеры. Часть 2. VS. Ассертивность

Коммуникативные барьеры. Часть 2. VS. Ассертивность

Автор: Анна Плесовских, бизнес-тренер, генеральный директор межотраслевого объединения «ФАРМПРОБЕГ»

Фридрих Ницше в своей книге «Так говорил Заратустра» описывал три уровня эволюции сознания человека: Верблюд, Лев и Ребенок. Верблюд – сонный, тупой, самодовольный. Он живет в заблуждении, думая, что он – вершина горы, но на самом деле он настолько озабочен мнениями других, что едва ли обладает умением управлять собственной жизнью. Из верблюда возникает лев. Когда мы понимаем, что упускали жизнь, мы начинаем говорить «Нет» требованиям других. Мы уходим от толпы, одинокие и гордые, провозглашая свою истину. Но это не конец. В конце концов возникает ребенок – не покорный и не мятежный, а невинный, спонтанный и правдивый в своем существе. Переступив через страх внешних оценок, боязни показаться смешным и нелепым, отбросив воинственность в попытках доказать что-то другим, этот ребенок идет по пути ассертивности, легко и безмятежно преодолевая нагромождения всевозможных коммуникативных барьеров.

Интересно, что про само понятие «ассертивность» я узнала гораздо позже, чем сама начала следовать по этому пути. Опять-таки, приведу примеры из практики, чтобы описать как страх внешних оценок может препятствовать эффективной коммуникации и почему важно и нужно прорабатывать ассертивность, чтобы стать успешным в публичной среде.

Пример #1. Однажды я готовила одного топ-менеджера к одному значимому публичному выступлению. Делали мы это довольно основательно, поскольку для него было принципиально выступить блестяще и получить одобрение от участников мероприятия. Казалось бы, мы подготовили абсолютно все: идеальную презентацию, текст спича, карточки для выступления. Более того, провели несколько репетиций. Я была уверена, что все пройдет безукоризненно.

Первый звоночек поступил, когда мы накануне прилетели в город проведения мероприятия и встретились с ключевыми участниками предстоящего события за ужином. Среди общих тем в том числе обсуждалась тема нашего выступления, из чего стало очевидно, что позиция, отраженная в презентации, отличалась чрезмерной политкорректностью. Разговоры за ужином были гораздо более радикальные.

Не удивительно, что само выступление получилось неуверенным, путанным и неубедительным, ведь спикер говорил не от души, а как нужно было по протоколу. Когда мы разбирали ситуацию после выступления, мы и пришли к тому, что на мероприятии превозобладал страх осуждения и внешних оценок, ведь спикер хотел сказать одно, а говорил совсем другое, что и привело к серьезному коммуникативному барьеру во время публичной речи. В последующем при подготовке мы уделяли больше внимания техникам ассертивности, что привело к прекрасным результатам.

Пример #2. Это довольно распространенная история, с которой, я уверена, сталкивались многие. По крайней мере, у меня подобная история происходила с несколькими заказчиками, что научило меня вырабатывать ассертивное поведение и принимать выбор тех, кто не готов идти в глубину и прорабатывать коммуникативные блоки. Такое тоже бывает и это абсолютно нормально. Итак, обобщенный пример про то, как во время согласования стратегии продвижения или какого-либо PR-проекта, который, понятно, предполагает публичность и широкую огласку, заказчик с большой радостью и одушевлением одобряет концепцию, а потом идет советоваться с друзьями, родственниками, партнерами, женой. Думаю, что продолжения эта печальная история не требует, поскольку исход ситуации очевиден.

Итого, отчего же возникает страх критики и осуждения, он же страх внешних оценок? Зачастую эта тема тянется из детства и подросткового возраста, когда взрослые, осуждают или агрессивно реагируют на искренние и естественные проявления ребенка. Отсюда возникают мешающие во взрослой жизни постулаты: «не высовывайся», «веди себя прилично», «молчи, за умного сойдешь», «не позорь меня» и т.д. Я сама помню, как мама стыдила меня за выбор одежды, а родственники за общим столом осуждали мою внешность и заставляли много есть, чтобы не смущать «приличное общество» своей худобой. Понятно, что подобные установки отражаются во взрослой жизни и требуют внимания и проработки.

И тут мы подходим к понятию ассертивности – способности человека с достоинством и уверенностью отстаивать свои права, при этом не зависеть от внешних оценок и влияний без попирания прав других людей. Сам термин заимствован из английского языка и означает настаивание на своем или отстаивание своих прав по принципу: мы партнеры и никто никому ничего не должен. Под ассертивным поведением в психологии понимают открытое, самодостаточное, прямое поведение, не имеющее умысла причинить вред другим людям.

Как проявляется ассертивность в коммуникациях? Ассертивность в переговорах  — это демонстрация уважения и самоуважения к другим людям, а также достижение рабочего компромисса, включающего выход, устраивающий обе стороны.

Ассертивность включает эффективное общение, которое отмечается в трех главных качествах — открытость, честность и прямота в разговоре. Эти принципы соблюдаются не за счёт эмоционального состояния собеседника. Прежде всего, речь идет о способности говорить то, что чувствуешь и думаешь относительно обсуждаемого вопроса, однако, не расстраивая, что важно, партнера по общению и демонстрируя уверенность, а также позитивную установку. Уверенность в себе отмечается следующими параметрами: самоуважением, а также причислением себя к профессионалам, владеющими своим ремеслом.

Ассертивность в общении это умение понимать и внимательно слушать. Человек стремится понять позицию и точку зрения собеседника. Зачастую мы относим себя к хорошим слушателям, однако возникает вопрос: почему, слушая, мы переходим от фактов к предположениям, часто перебивая и желая быстро изложить свою точку зрения?

Ассертивность в деловом общении очень важная способность, включающая в себя следующие принципы и права: выражать чувства, мнения и убеждения; говорить «нет» или «да»; менять мнение; быть самим собой, при этом не подстраиваясь под мнение других; сказать «я не понимаю»; не брать ответственность за чужого человека; просить о чем-либо; рассчитывать на серьёзное отношение к себе; ошибаться; устанавливать собственные приоритеты, принимая решения быть нелогичным; высказаться «мне это безразлично». Антонимом ассертивного состояния выступает манипулятивность, под которой понимают убеждения, развивающие пассивную модель поведения.

В целом, мы очень часто можем наблюдать, что обычная модель поведения человека сводится к двум крайностям: агрессия или пассивность. Первый случай отмечается завуалированным или явным желанием доминировать и манипулировать окружающими, подчиняя своим интересам. Второй случай характеризуется тем, что человек добровольно принимает на себя роль жертвы и им руководит неуверенность, страх перед предстоящими переменами или, напротив, опасения потерять нажитое.

Ассертивность же, являясь социальным качеством личности, проявляется в сотрудничестве, а также ориентации на компромисс. Развитие этой способности нуждается в обучении спонтанным реакциям, при которых человек делает то, что хочет и ни в чём себя не ущемляет. В рамках тренингов по эффективным коммуникациям мы уделяем особое внимание проработке ассертивных навыков. Вне тренинга я рекомендую использовать гаджет-диету, например, раз в неделю на несколько часов в день полностью отказываться от использования любой техники, связывающей с внешней средой, чтобы ощутить свои собственные мысли и желания. Также необходимо представить себя в свободной компании, где никто ничего никому не должен и не обязан. Свободные люди делают только то, что решили и хотят, и только поэтому они вызывают интерес друг у друга. Только представьте, насколько вы станете богаче и обаятельнее, когда будете делать, что желаете.

В свою очередь, буду рада видеть вас на своих тренингах или на тренингах моих партнеров.

Для подачи заявки необходимо заполнить простую форму по ССЫЛКЕ