Фармпробег – объединяя фармсообщество | Коммуникативные барьеры. Часть 1. Убегание

Участие в пробеге

* Нажимая кнопку «Участвовать», Вы даете согласие на обработку Ваших персональных данных

Регистрация в деловой программе

* Нажимая кнопку «Участвовать», Вы даете согласие на обработку Ваших персональных данных

Участие в тренинге

* Нажимая кнопку «Участвовать», Вы даете согласие на обработку Ваших персональных данных

Аккредитация

* Нажимая кнопку «Участвовать», Вы даете согласие на обработку Ваших персональных данных

Коммуникативные барьеры. Часть 1. Убегание

Автор: Анна Плесовских, бизнес-тренер, генеральный директор межотраслевого объединения «ФАРМПРОБЕГ»

Честно, если бы мне пару лет назад кто-то сказал, что я буду писать подобные материалы, я бы очень и очень удивилась. И это удивление было бы вполне оправдано, ведь я давно нашла себя в сфере коммуникаций и поистине люблю свою работу. Зачем мне тратить время на просветительскую деятельность? Назовите это «профессиональной деформацией», но со временем я стала замечать, что существуют ряд коммуникативных блоков, которые препятствуют или, напротив, способствуют (при условии их преодоления), успешному построению эффективной коммуникации, которая, в свою, очередь, сказывается на всех сферах жизни человека. Одним из наиболее распространенных коммуникативных барьеров является «убегание», чему и будет посвящена сегодняшняя статья.

Итак, что же такое, по моему мнению, «убегание», «избегание» и прочие производные? По сути, «убегание» — это поведенческий барьер, когда собеседник намеренно или бессознательно избегает общения с оппонентом.

Как проявляются признаки «убегания»? Начну с простых примеров. Вы договорились со своим партнером о звонке, встрече или совместном мероприятии. Однако, неожиданно, партнер перестает отвечать на звонки, сообщения или говорит о постоянной занятости и отсутствии возможности следовать договоренностям. Довольно распространенная ситуация, не правда ли?

Встречаются и более изощренные способы. Особенно часто подобные кейсы я наблюдала при работе с топ-менеджерами на этапе «болезни роста», когда у заказчика было внутреннее понимание того, что есть потребность в переходе на новый этап развития, например, карьерного роста или стремления к достижению более высоких показателей бизнеса. При этом руководитель может ставить вполне определенные задачи, которые при реализации несомненно приведут к исполнению намеченной цели, однако по факту начинает препятствовать процессу, выбирая априори слабых исполнителей вместо компетентного менеджера или того хуже, мешать реализации задачи, ссылаясь на внешние обстоятельства «непреодолимой силы».

Как правило, в подобных случаях срабатывает своеобразный «эффект маятника», когда, с одной стороны, есть вполне сформированное желание встать на новую ступень собственного развития, а с другой стороны, есть коммуникативный блок, с которым важно и нужно уметь работать. Ведь одно дело, когда человек просто не ответил на ваш звонок и совсем другое дело, когда степень влияния человека распространяется на вашу деятельность, жизненные планы и бизнес-процессы компании в целом. Для того, чтобы научиться управлять коммуникацией в ситуации очевидного барьера, важно понимать природу появления подобного блока.

В чем же основные причины появления поведенческого барьера? Прежде всего, на базовом уровне необходимо понимать, что данный вид коммуникативного барьера является проявлением сопротивления – такого механизма защиты психики, при котором сама защитная реакция при благоприятном раскладе служит возможностью перехода на следующую ступень в иерархической лестнице социальных отношений. Более того, следует обратить внимание, что психика почти всегда выказывает протест всему новому, неизведанному. Именно поэтому мы часто наблюдаем ситуации, когда люди цепляются за отжившие отношения в том числе в рабочих тандемах, которые не приносят радости движения и развития, делая несчастными себя и окружающих. Именно поэтому услужливый мозг нам подсказывает миллион «нет» тому, чтобы отказаться от нового знакомства, встречи или совершенно неожиданных для себя действий.

Стоит отметить, что в попытках удержать прошлое может возникать иллюзия смены декораций: так один мой знакомый топ-менеджер беспрестанно менял состав сотрудников своей компании, теша себя надеждой, что вот-вот еще немного и все в его жизни изменится. Только вот парадокс в том, что качество и компетенции этих людей были совершенно одинаковыми. То есть, смена людей в данном случае была абсолютно бессмысленной, ведь топ-менеджер просто-напросто не мог преодолеть собственного сопротивления появлению нового типа людей, которые могли бы самостоятельно управлять процессами в рамках своего функционала.

Тем не менее, самое прекрасное в данном виде коммуникативного барьера то, что его вполне можно изменить простыми действиями. Например, если вы часто игнорируете входящие звонки, нужно просто научиться на них отвечать. Или можно попробовать донести собеседнику свою позицию прямо и без оправданий себя, что ваши слова могут его задеть или обидеть. Здесь важно понять, что в данном случае вами движут собственные установки.

Кроме того, стоит попытаться зафиксировать собственные страхи. В качестве примера приведу свой опыт, когда я практически всю жизнь испытывала страх высоты и для его преодоления мне пришлось взобраться по мокрой горе на водопад и просто в него прыгнуть. Однако это слишком экстремальный способ, не рекомендую его применять при отсутствии внутренней готовности. Полезной практикой здесь могут стать спортивные мероприятия. В частности, при разработке коммуникативного тренинга совместно с ФГБУН ИТ ФМБА России мы планируем включать, помимо практической отработки коммуникативных барьеров в лекционном помещении, выезд на занятие в аэротрубе FLYARENA как одним из самых эффективных способов снятия коммуникационных блоков.

В целом, отмечу, что коммуникативный барьер «убегание» является сигналом того, что существует внутренняя потребность в развитии. Самое главное, признать перед самим собой факт того, что подобный блок есть либо у вас, либо у окружающих. И тогда, поверьте, правильные действия не заставят себя ждать.

В свою очередь, буду рада видеть вас на своих тренингах или на тренингах моих партнеров.

Для подачи заявки необходимо заполнить простую форму по ссылке

Другие новости