Фармпробег – объединяя фармсообщество | Коммуникативные барьеры. Часть 3. Трудности перевода

Участие в пробеге

* Нажимая кнопку «Участвовать», Вы даете согласие на обработку Ваших персональных данных

Регистрация в деловой программе

* Нажимая кнопку «Участвовать», Вы даете согласие на обработку Ваших персональных данных

Аккредитация

* Нажимая кнопку «Участвовать», Вы даете согласие на обработку Ваших персональных данных

Коммуникативные барьеры. Часть 3. Трудности перевода

Автор: Анна Плесовских, бизнес-тренер, генеральный директор межотраслевого объединения «ФАРМПРОБЕГ»

В ранней молодости, когда мне только исполнилось девятнадцать лет, я на несколько месяцев уезжала жить в Англию. Мною двигало большое желание выучить язык, который ну совершенно не шел в университете (несмотря углубленное изучение языка по моей специализации), а также любопытство в открытии новой и неизведанной страны, которую я до этого встречала только в фильмах и на страницах многочисленных романов.  Тогда мой неокрепший юный ум впервые столкнулся одновременно и с языковым барьером, и с поразительным несовпадением ментальности по национальному признаку. После возвращения на родину, я стала замечать, что ментально-языковой барьер – это не только и не столько вопрос принадлежности к какой-либо нации: ведь мы можем разговаривать на одном языке, но при этом совершенно не понимать и не слышать друг друга. По сути, весь процесс коммуникации – это целый спектр совпадения или несовпадения шаблонов мышления разных людей. А можно ли сделать этот процесс управляемым? Как при этом эффективно строить коммуникации? Этим и другим важным вопросам посвящен сегодняшний материал.

Случалось ли Вам когда-нибудь сказать что-то для вас очевидное и вполне естественное, а в ответ от собеседника получить волну обид и негатива? Наверняка случалось! Более того, мы все с вами проходили эту историю, которая как минимум заставляет задуматься: что я сделал не так, как себя вести в подобных ситуациях, каким образом предотвращать возникновение таких реакций.

Очень важный момент, который необходимо искоренить с самого начала – это чувство вины, которое зачастую в нас возникает. Впервые я столкнулась с этим неловким моментом еще в детском саду, когда не захотела присоединиться к игре своих сверстников и прямо выразила свое желание. Милые и радушные до этого инцидента ребятишки вдруг обиделись и устроили мне многодневный бойкот. Я искренне недоумевала: ведь я сказала правду, а разве правда и искренность наказуема?

Этот вопрос долго не давал мне покоя. В какой-то момент я стала чувствовать себя виноватой, а потом это переросло в глубокое чувство стыда. В дальнейшем я стала экспериментировать и наблюдать. В другой раз, когда меня позвали играть забывшие эту историю ребятишки, а мне вновь не захотелось с ними играть, я сказала следующую фразу: «Сейчас я не расположена к играм, но в другой раз обязательно присоединюсь». И о чудо, сработало! Сверстники не только не обиделись, но и стали проявлять уважение, спрашивая меня в последующем, расположена ли я к играм.

Теперь вернемся к чувству вины. Честно, я разбиралась с этим ощущением довольно долго и уже во взрослой жизни. И по-настоящему мне удалось проработать эту тему, когда я приняла и осознала, каким образом строится процесс коммуникации.

Итак, как же происходит процесс передачи информации? Представьте, что вам поступила какая-либо информация. Назовем ее «информация #1». Вы ее обрабатываете с учетом вашего опыта, жизненных убеждений, сравниваете с вашими установками и стереотипами, после чего, формируете собственное отношение и восприятие к данной информации. После этого, вы передаете эту информацию другому участнику коммуникационного процесса. Участник #2 при получении информации проходит тот же этап, что и вы: обрабатывает, сравнивает с существующими стереотипами и воспринимает информацию. При этом его восприятие может быть совершенно отличным от вашего. Таким образом, появляется «информация #2», которая вполне может быть не равна «информации #1». Путем обратной связи вы можете узнать о том, что ваша информация воспринята по-другому и попытаться скорректировать отношение к ней другого участника. Тем не менее, если установки участника #2 достаточно сильны, то он останется при своем мнении и будет транслировать информацию другим участникам процесса уже через свою призму.

Описанный механизм четко демонстрирует несколько важных вещей. Во-первых, в процессе коммуникации информация претерпевает трансформацию, а потому довольно странно испытывать чувство вины за восприятие и реакции другого участника коммуникационного процесса. Во-вторых, важна обратная связь для понимания, каким образом обработана переданная вами информация. В-третьих, нужно быть готовым к ментальному барьеру, за счет которого будет сформировано совершенно отличное мнение от вашей позиции.

И тут мы подходим к самому интересному. Можно ли в условиях несовпадения взглядов управлять коммуникацией? В каких случаях следует прекращать взаимодействие? А когда ситуация не безнадежна и ментальный барьер можно проработать?

Прежде всего, важно оценить качество контакта с участником процесса коммуникации, определить, какие установки им движут и какие цели он преследует. В случае, если оппонент избегает контакта или реагирует агрессивно, то все попытки выстроить общение, скорее всего, сведутся к нулю. В этой ситуации я рекомендую прекратить взаимодействие и отойти в сторону. Возможно, спустя какое-то время у оппонента произойдет переоценка, он сможет открыться к коммуникации и вы сможете выстроить общение.

В случае, если же ваш собеседник открыт к диалогу, но настаивает на своей позиции, то с этим можно и нужно работать. В первую очередь, до непосредственной коммуникации необходимо создать четкий портрет вашего оппонента и определить, почему для него важна именно эта позиция, в чем его выгоды и цели. Представьте себя на его месте: как бы вы действовали и что говорили? Попытайтесь скорректировать свои цели в общении, чтобы они не резонировали с целями собеседника. Для этого необходимо выписать свои цели и цели оппонента на листе бумаги: вы увидите, что часть целей пересекаются – это и станет вашим ключом для построения эффективной коммуникации.

Во время диалога важно применять технику активного слушания: необходимо выслушать собеседника, а не вступать с ним в спор или конфронтацию. После того, как вы выслушаете доводы оппонента, нужно сконцентрироваться в своем ответе на совпадающие цели в общении. Проговорите их с акцентом на то, что вы разделяете эти цели также, как и ваш собеседник. После чего, обстоятельно аргументируйте свою позицию. При этом важно проявлять открытость и желание наладить конструктивный диалог. Будьте уверены и спокойны и вот увидите, это обязательно принесет свои плоды.

В рамках тренингов по построению эффективных коммуникаций мы практическим путем отрабатываем успешные техники построения общения. Ближайший открытый тренинг состоится в Санкт-Петербурге 29 июля на базе ФГБУН ИТ ФМБА России.

Буду рада видеть вас среди участников!

Для подачи заявки необходимо заполнить простую форму по ССЫЛКЕ

Другие новости