27 сентября 2023 в Хабаровске состоялось научно-практическое совещание, посвященное достижениям ключевых показателей программы по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ) в регионе. Участники ставили перед собой задачу проанализировать текущую ситуацию с оказанием медицинской помощи пациентам с болезнями системы кровообращения (БСК), выявить инициативы, которые возможно внедрить на региональном уровне, разработать меры по совершенствованию системы и обсудить возможные финансовые и административные ресурсы.
Председатель постоянного комитета Думы по вопросам социальной политики Хабаровского края Ольга Ушакова, выступая с приветственным словом, подчеркнула, что приоритетным направлением системы здравоохранения является активная жизнь каждого человека: «Она зависит от многих параметров, не только от качества жизни, но и от качества оказания медицинской помощи. Перед нами стоят большие задачи, но они выполнимы. Мы должны где-то перейти на рутинную работу, а где-то проявить свою инициативу. Поэтому нужно своевременно выделять проблемы и быстро на них реагировать, менять имеющиеся программы. Важным является и вопрос обеспечения пациентов современными лекарственными препаратами. К сожалению, не все из них включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Одной из причин является сложный механизм их включения в указанный перечь. Отмечу, что депутаты Законодательной Думы края неоднократно выступали с инициативой по внесению изменения в данный порядок с целью его упрощения для обеспечения доступной лекарственной помощи нашим пациентам».
Текущую ситуацию оказанием медицинской помощи пациентам с ССЗ в регионе охарактеризовал министр здравоохранения Хабаровского края Юрий Бойченко. По данным ведомства, на сегодняшний день ССЗ составляют 48 процентов в структуре смертности Хабаровского края. По итогам минувших 8 месяцев в сфере БСК наметилась хорошая динамика по уменьшению показателей смертности на 9,6 процента по сравнению с 2019 годом. «До пандемии коронавируса этот показатель был 654 на 100 тысяч населения. Сейчас он равен 609,95. А это сохраненные жизни. Мы должны добиться снижения до 554 на 100 тысяч к 2024 году — такова цель региональной программы. На ее реализацию влияют объективные факторы: в частности, работу затрудняет удаленность и протяженность края с юга на север в 2000 километров. Много субъективных факторов — поздняя обращаемость населения за медпомощью, низкая активность людей при проведении профилактических мероприятий, низкая приверженность лечению и прочее. Есть и кадровая проблема: укомплектованность кардиологами составляет 64 процента, сердечно-сосудистых хирургов — 66 процентов», — сообщил Юрий Бойченко.
О региональной специфике рассказала и директор Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования Елена Пузакова. «Мы находимся в общем тренде с краевым Минздравом, работаем вместе. И все наши действия направлены на то, чтобы медицинская помощь жителям оказывалась своевременно, качественно и она была доступной. В первую очередь на это влияет наша тарифная политика, возможности по приобретению оборудования. Тема является актуальной и при проведении наших координационных советов. Мы видим улучшение в части госпитализации пациентов с острой сосудистой патологией, проведения тромбоэмболической терапии. На это повлияло установление отдельных тарифов, в том числе в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи, чтобы организации могли компенсировать свои расходы в срок. Мы видим и улучшение качества оказания медицинской помощи. Самый главный наш рычаг и в этой области – это тарифная политика. И те вопросы, которые обозначают наши медицинские организации, никогда не остаются без внимания, обсуждаются на тарифной комиссии и получают отклик, там, где это возможно – вносятся изменения».
Об основных показателях нацпроекта по борьбе с БСК в Хабаровском крае, существующих проблемах и возможных резервах рассказала главный внештатный специалист кардиолог министерства здравоохранения региона Мария Павлова. По показателям смертности от ССЗ Хабаровский край находится примерно на среднероссийском уровне. За первые семь месяцев 2023 года целевой показатель по снижению общей смертности от БСК достигнут в 9 районах региона из 19, в прошлом году их было 7. Однако если брать смертность трудоспособного населения от БСК, то за последние три года отмечается рост этого показателя: если в первые полгода 2021 года коэффициент составлял 213,6 на 100 тысяч населения, то в аналогичный период 2023 года – 258,4. «Если разложить по причинам, то смертность от ишемической болезни сердца среди трудоспособного населения остается примерно на одном уровне, но отмечается рост смертности от инфаркта миокарда и цереброваскулярных заболеваний, в частности – инсульта», — пояснила специалист. Она перечислила мероприятия, нацеленные на снижение общей смертности от БСК и госпитальной летальности. В их числе – повышение квалификации врачей-кардиологов, строгий мониторинг процедуры госпитализации, просветительская работа среди населения, участие в пилотном проекте по открытию кабинетов пациентов высокого риска на базе поликлиник и т.д.
В числе сложностей, которые необходимо решить, Мария Павлова назвала низкий уровень информатизации, недостаточную осведомленность населения о необходимости своевременного обращения пациентов за медпомощью при острых сосудистых катастрофах и недостаточный охват населения диспансерным наблюдением при наличии показаний, кадровый дефицит, низкий охват нуждающихся пациентов льготным лекарственным обеспечением и недостаточное применение при наличии показаний современных препаратов для лечения хронической сердечной недостаточности (ХСН) и дислипидемии.
О том, что именно дислипидемия – это ключевой фактор развития ССЗ, рассказал главный научный сотрудник отдела проблем атеросклероза, руководитель лаборатории нарушений липидного обмена ФГБУ «НМИЦ Кардиологии им. ак. Е.И. Чазова» Минздрава России Марат Ежов. Проблема шире, чем кажется на первый взгляд: более половины взрослого населения России страдают нарушениями липидного обмена, в зоне риска — и мужчины, и женщины. Кроме того, у каждого пятого в популяции повышен уровень липопротеида(а) – генетического фактора риска развития атеросклероза. И терапия претерпевает изменения. «На наших глазах происходит смена парадигмы. От высокоинтенсивной терапии статинами – к высокоинтенсивной липидснижающей терапии», — пояснил специалист. Он подчеркнул, что особенно интенсивно нужно лечить пациентов с семейной гиперхолестеринемией, поскольку у них риск сердечно-сосудистых катастроф гораздо выше.
«Качественное и своевременное лечение нарушений липидного обмена позволит увеличить продолжительность и повысить качество жизни пациентов. Когда пациенты уверяют, что ничего не чувствуют, это заблуждение: лечение является стратегическим. Надо им это объяснять. Пациентам, не достигающим целевых показателей холестерина липопротеидов низкой плотности, необходима поэтапная интенсификация лекарственной терапии в соответствии с клиническими рекомендациями. Мы рекомендуем, если речь идет о категории очень высокого риска, стартовать сразу с комбинированной терапии. С 2024 года вступят в силу клинические рекомендации «Нарушения липидного обмена», включающие критерии оценки качества медицинской помощи. Ими будут руководствоваться страховые компании и другие проверяющие», — резюмировал Марат Ежов.
Директор «Центра Социальной Экономики» Руслан Древаль напомнил, что в текущих политико-экономических условиях приходится обращать все большее внимание на планирование, экономию, целесообразное расходование бюджетных средств. В своем докладе он проанализировал социально-экономическую значимость расширения программ льготного лекарственного обеспечения для пациентов с ССЗ. Большая часть смертей от БСК является следствием хронических проблем с сердцем и сосудами. При этом, как минимум, 3,6 миллиона пациентов с атеросклерозом в России не получают достаточно эффективную терапию. За минувшие 5 лет регионы РФ почти в 2 раза увеличили объем финансирования льготного лекарственного обеспечения за счет различных источников. Важно, что пациенты, у которых нет инвалидности или сопутствующих заболеваний, на амбулаторном этапе могут быть обеспечены лекарствами, соответствующими клиническим рекомендациям, только за счет инициатив региона. Решением могут быть региональные целевые программы, позволяющие выделять средства на дополнительные лекарственные препараты для расширенного круга пациентов. «Конечно, такие программы – это удел обсуждения и договоренностей на уровне субъекта между органами исполнительной власти (Минфин, Минздрав, главный специалист, готовящий обоснование) и законодательным собранием. Это большая, кропотливая работа, которая позволяет решить проблемы обеспечения лекарствами больных, тем самым, в потенциале, профилактируя огромные затраты при развитии сосудистых кризисов», — пояснил эксперт. По предварительным расчетам, количество годовой потребности в финансировании пациентов в Хабаровском крае, нуждающихся в липидоснижающей терапии, составляет порядка 128 миллионов рублей. Руслан Древаль пояснил, что многие регионы уже пошли по пути региональных целевых программ: в их числе — Москва, республика Коми.
Продолжая тему региональных целевых программ по лекарственному обеспечению генеральный директор Национального института медицинского права Юлия Павлова напомнила, что только при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой госгарантий, территориальные программы могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также ее дополнительные объемы, в том числе, предусматривающие возможность повышения усредненных показателей, установленных соответствующими стандартами.
По результатам научно-практического совещания будет подготовлена резолюция, содержащая перечень конкретных мер, которые могут быть предприняты в ближайшее время для совершенствования лекарственного обеспечения больных ССЗ в Хабаровском крае. Этот документ со всеми прозвучавшими предложениями и инициативами направят в органы законодательной и исполнительной власти региона и на федеральный уровень.
С программой мероприятия можно ознакомиться по ссылке