2 июня 2020 «Зеленый Крест» совместно с Фармпробегом-2020 и ОЭЗ «Иннополис» организовали онлайн-трансляцию Первого цифрового фармацевтического форума, ключевыми темами которого стали вызовы и возможности цифровой трансформации фармацевтической отрасли, вопросы управления ассортиментом и ценообразованием, а также новые технологичные решения в условиях пандемии.
«С одной стороны, наша отрасль в процессе цифровой трансформации во многом пребывает насильственным путем под воздействием внешних регуляторных факторов. С другой стороны, технологические решения теперь уже позволяют по-настоящему занырнуть в ту самую отраслевую цифровизацию. Плюс ко всему наше собственное бизнес-стремление к эволюции и развитию, стремление сделать что-то лучше, подталкивают нас к освоению цифровой среды», — отметил Герман Иноземцев, модератор дискуссии, генеральный директор «Лекарственная экосистема PharmaSpace».
Наиболее острая дискуссия развернулась по поводу первых итогов онлайн-торговли и доставки безрецептурных лекарственных средств. Перво-наперво, эксперты не сошлись во мнении относительно объема рынка онлайн-торговли лекарственными средствами и его потенциальной емкости в ближайшей перспективе.
«Онлайн в фармации сейчас – это менее 1% продаж, а в лучшем случае будет 5%. Этот канал будет нишевым еще очень долго. Ведь основной вопрос в том, что массовый потребитель не знает и не воспринимает онлайн как канал. Нужно один-два года массовой телевизионной рекламы. А это большие инвестиции», — прокомментировал Илья Микин, глава российского представительства iHerb.
«Заказ через онлайн-каналы в фармацевтике уже сейчас превышает 5%», — не согласился Анатолий Тенцер, руководитель проекта Apteka.ru, НПК Катрен.
«Если под «онлайн» понимать онлайн-бронирование с последующим получением в аптеке, то это потенциал до 20% рынка в ближайшие несколько лет», — добавил Гарик Тадевосян, генеральный директор «Зеленый Крест».
Далее разговор сконцентрировался вокруг темы доставки безрецептурных препаратов и вопросов цены.
«Дело не в сайтах и онлайн-каналах. Дело в перемещении таблеток. Рынок сегодня идет по пути ПВЗ (выдача в пунктах самовывоза – услуга, которую выбирают многие интернет-магазины для передачи своих заказов). Wildberries стал лидером за счет того, что первым построил мощную сеть ПВЗ. И Ozon теперь догоняет. Apteka.ru тоже. Неизбежно то, что маркетплейс[1] столкнет всех лбами по ценам», — прокомментировал Анатолий Тенцер.
«Уже сталкивают: происходит мониторинг цен и снимаются с продаж товары, которые стоят с ценами выше рынка. Кроме того, есть случаи, когда добавляются товары в акции без предупреждения», — отметил Дмитрий Желтов, коммерческий директор B2basket.
«Что же у них сейчас комиссия такая большая, если все группируется и становится эффективным? И положат они таблетки в один пакет с колбасой», — вторил коллеге Анатолий Тенцер.
«В целом, с колокольни производителя обсуждение вопросов, кто будет доставлять лекарства, практического смысла не имеет. Для производителя важно, чтобы пациент мог получить лекарство максимально быстро и по низкой цене. Возможно для существующих крупных участников рынка и для новых приходящих игроков интересна дискуссия, кто из них окажется наиболее эффективным. Для производителей же, это разговор из серии, на чем ехать: на троллейбусе или на автобусе. В любом случае, это приведет из точки А в точку Б», — выразил взгляд фармацевтических производителей Иван Глушков, заместитель генерального директора, STADA CIS.
«Поскольку мы сегодня здесь, главным образом, обсуждаем цифровизацию. А это, на мой взгляд, означает вовсе не автоматизацию того, что есть здесь и сейчас, а использование технологических возможностей для изменения бизнес-модели индустрии в целом. Ситуация с пандемией продемонстрировала, что происходит ряд очень серьезных изменений. А потому изменения в глобальном смысле вполне вероятны», — подвел итог обсуждения Иван Глушков.
В рамках специальной сессии, организованной совместно с особой экономической зоной «Иннополис» Республики Татарстан, резидентами ОЭЗ были представлены новые технологичные решения для жизни в условиях пандемии.
«В этом году мы очень ждали, что Фармпробег приедет к нам, а Иннополис станет финальной точкой. К сожалению, жизнь внесла свои коррективы, и мы вынуждены включаться в онлайн-режиме. Тем не менее, мы очень надеемся, что наша спецсессия станет полезной и интересной для участников фармотрасли, поскольку мы собрали те решения, которые являются наиболее актуальными в непростой сложившейся ситуации», — прокомментировал Вадим Галеев, заместитель генерального директора ОЭЗ «Иннополис».
«Цифровые технологии становятся составной и важной частью жизни современного общества. Кардинально меняется поведение потребителей, их предпочтения, алгоритм выбора и место приобретения препаратов. Можно образно сказать, что в текущих реалиях продавец, сам товар идет к покупателю. Мне отрадно, что аптечные сети внимательно следят за текущими трендами и инновациями, активно внедряют цифровые решения в свою деятельность. Аптечная аналитика, ценообразование, управление ассортиментом, программа лояльности и анализ потребительских предпочтений – вот лишь небольшая часть задач, которую позволяет автоматизировать новые технологии. И аптеки, оставаясь основным местом продаж лекарственных препаратов и коммуникации с покупателями, развивают дистанционные каналы заказа, бронирования и продаж аптечного ассортимента, и активно готовятся к доставке. Цифровая трансформация охватила все сегменты фармацевтического рынка, в том числе и аптечный, и от того, насколько эффективно будут использоваться новые технологии, завит будущее аптек, их конкурентоспособность и уровень лекарственного обеспечения для населения», — резюмировал Гарик Тадевосян, генеральный директор «Зеленый Крест».
Международная фармацевтическая премия ЗЕЛЕНЫЙ КРЕСТ — профессиональная премия специалистов аптечного сообщества. В рамках премии определяются самые успешные и эффективные аптечные сети, фармацевтические компании, дистрибьюторы, профессиональные СМИ и представители аптечного сообщества и бренды. Премия ЗЕЛЕНЫЙ КРЕСТ — наиболее значимая награда в аптечном сегменте фармацевтического рынка, так как она присуждается на основе мнения как ведущих менеджеров аптечных сетей, так и мнения провизоров и фармацевтов в национальном масштабе.
ОЭЗ «Иннополис» — особая экономическая зона является важной частью экосистемы Иннополиса, создавая компаниям наиболее благоприятные условия для успешного ведения бизнеса и эффективного развития их проектов. В ОЭЗ «Иннополис» работают 115 IT-компаний. Резиденты получают доступ к высококвалифицированным кадровым ресурсам, к развитой бизнес-инфраструктуре международного класса а также прямые налоговые преференции. Сайт: www.sez.innopolis.ru
[1] Маркетплейс — платформа электронной коммерции, онлайн-магазин электронной торговли, предоставляющий информацию о продукте или услуге третьих лиц, чьи операции обрабатываются оператором маркетплейса. В целом маркетплейс представляет собой оптимизированную онлайн-платформу по предоставлению продуктов и услуг.