Межотраслевое объединение Фармпробег | Танцы против болезни Паркинсона

Танцы против болезни Паркинсона

Более 6 миллионов человек в мире[1] и 280 тысяч пациентов в России[2] страдают болезнью Паркинсона, вторым по распространенности нейродегенеративным заболеванием после болезни Альцгеймера. Это хроническое прогрессирующее заболевание головного мозга чаще диагностируется в возрасте старше 50 лет. Однако болезнь «молодеет», кроме того, от первых симптомов до постановки диагноза может пройти более 10 лет. О ключевых проблемах, с которыми сталкиваются пациенты, и путях их решения рассказывали эксперты на пресс-конференции, посвященной Всемирному дню борьбы с болезнью Паркинсона, который ежегодно отмечается 11 апреля.   

 

Алла  Аркадьевна  Тимофеева, доцент, к.м.н., кафедра неврологии Первого Санкт-Петербургского Государственного медицинского университета имени И.П. Павлова: «В настоящее время болезнь Паркинсона приобретает всё большую социальную значимость. В том числе потому, что начало болезни все чаще  приходится на  более молодой возраст: в нашем центре по лечению паркинсонизма около трети пациентов в возрасте 45-60 лет. Кроме того, болезнь постоянно прогрессирует, постепенно лишая человека важных двигательных навыков, необходимых для повседневной жизни. Это приводит к инвалидизации пациентов на развернутой стадии болезни».

 

 

Среди основных симптомов заболевания: замедленность движений и скованность мышц,  замедленная и шаркающая походка, семенение, потеря равновесия, дрожание конечностей, «застывшее» лицо, замедленность мышления и нарушение концентрации внимания несмотря на сохранность интеллекта. Специалисты отмечают, что задолго до основных симптомов могут наблюдаться снижение обоняния, нарушения сна, частые запоры, депрессии.

Двигательные нарушения при болезни Паркинсона возникают вследствие нарушения работы экстрапирамидной системы головного мозга, которая обеспечивает согласованность работы различных мышц, выполнение автоматизированных движений, подчеркнула Алла Аркадьевна Тимофеева. И именно эти движения и страдают при данном заболевании: нарушаются ходьба, бег, повороты, способность сесть, встать, страдают письмо, навыки одевания, нарезания еды и прочие привычные для каждого человека движения… При этом сила каждой отдельной мышцы не страдает, но рассогласованность их работы не дает человеку нормально двигаться.

Алла Аркадьевна Тимофеева подчеркнула, что тремор (дрожание) в конечностях, который многие считают обязательным симптомом болезни Паркинсона, встречается лишь в половине случаев. А вот замедленность, скованность мышц – это обязательные симптомы болезни. В ряде случаев они могут сопровождаться болями в мышцах, что может являться причиной постановки неправильного диагноза.

Возникновение заболевания связано с дегенерацией дофаминергических нейронов головного мозга[3]. Почему это происходит, достоверно не известно. К факторам риска причисляют как генетическую предрасположенность, так и влияние внешних факторов, таких как плохая экологическая обстановка, воздействие пестицидов, травмы головы.

В настоящее время болезнь Паркинсона неизлечима, хотя разработки препаратов, способных приостановить развитие болезни Паркинсона, активно ведутся с изучением возможности генной терапии, использования антител и других инновационных подходов.

 

 

Алла  Аркадьевна  Тимофеева, доцент, к.м.н., кафедра неврологии Первого Санкт-Петербургского Государственного медицинского университета имени И.П. Павлова: «Медикаментозная терапия способна уменьшать выраженность симптомов, давая возможность пациентам с болезнью Паркинсона на протяжении долгого времени – 10-15 и более лет – жить и работать. В настоящее время у нас есть несколько групп препаратов для лечения болезни Паркинсона. Одна из групп – препараты, содержащие леводопу – уже более полувека являются самыми эффективными и хорошо переносимыми препаратами. Лечение болезни, особенно у пациентов более молодого возраста, как правило начинают с препаратов других групп. Однако в определенный период леводопа должна быть назначены всем пациентам с болезнью Паркинсона, иначе мы сокращаем драгоценные месяцы и годы нормальной либо приближенной к нормальной двигательной активности. В большинстве случаев пациентам назначается комплексная медикаментозная терапия, включающая в себя несколько таблетированных препаратов. Со временем у пациентов возникают колебания в проявлении симптомов в течение суток. И весь день делится на периоды уменьшения выраженности симптомов после приема препаратов и периоды резкого нарастания проявления болезни  после окончания действия лекарств. Колебание выраженности симптомов в течение дня – это не результат привыкания к препаратам, это проявление прогрессирования нейродегенеративного процесса, лежащего в основе болезни. На развернутых стадиях заболевания, когда таблетки становятся недостаточно эффективными для помощи пациентам, используется метод внутрикишечной доставки препаратов леводопы с помощью помпы, нейрохирургическое лечение с внедрением электродов в глубинные структуры головного мозга. Эти методы помогают обеспечить пациенту стабильную компенсацию симптомов в течение».

 

 

Важную роль для сохранения активного образа жизни пациента играют реабилитационные мероприятия, включающие двигательные упражнения, творческие занятия, психологическую поддержку. Школа пациентов в Санкт-Петербурге включает все эти компоненты. Это не только залог успеха в лечении двигательных нарушений, но и возможность сделать жизнь пациента более активной, раскрасить ее в позитивные тона, дать возможность снова обрести свое место в обществе. Об этом подробно рассказали специалисты, которые принимают участие в Школах пациента.

 

 

Алла Аркадьевна Тимофеева, доцент, к.м.н., кафедра неврологии Первого Санкт-Петербургского Государственного медицинского университета имени И.П. Павлова:

«Это давно уже перестало быть только работой. Наша Школа для пациентов с болезнью Паркинсона – это не место, где учат, это место, где помогают жить, где делятся информацией, современной, полезной и интересной. Полезной для лечения, для жизни, для умения быть счастливым и нужным, для умения просто ходить. Танец был нашей целью, к которой мы шли много лет. Именно занятия танцами в реабилитации пациентов с паркинсонизмом занимают первое место. Танец помогает не только преодолевать трудности движений и тренировать утерянные навыки ходьбы, которые составляют суть болезни Паркинсона. Танец позволяет делать это, получая удовольствие от музыки, ритмичных движений, танцевальных па, которые облегчают процесс тренировки, делают его более эффективным. Танец не панацея, но очень важная часть двигательной и социальной реабилитации пациентов. И мы, врачи и преподаватели, стараемся не отставать от участников нашей Школы. Танцуем вместе!..»

 

 

Надежда Николаевна Хахулина, координатор проекта «Школы для пациентов с болезнью Паркинсона»:

«Английская фамилия Паркинсон заставляет вспомнить о грозном недуге, постепенно отбирающим у больного способность двигаться, говорить, мыслить… Но иногда случаются чудеса. И пациент, которого вчера ещё ничего не радовало, сегодня надевает красивую одежду, и идёт на реабилитацию. Танцевальная терапия — один из эффективных методов лечения этой болезни, где таблетки часто оказываются бессильными. Людям, которые сейчас танцуют, ещё недавно было трудно сделать несколько шагов. Ещё несколько лет назад многие из них выглядели не столь ухоженными, грустными, потерявшими интерес к жизни. Сейчас это красивые, общительные люди, которые живут, а не существуют. Их пример заражает других. Занятия в атмосфере добра, красоты, взаимопомощи творят чудеса. И я счастлива быть неотъемлемой частичкой этого проекта, который, как и каждый его участник, стал частью моей жизни. Уже невозможно представить себя без наших танцевальных пятниц, без теплого общения за праздничным столом, без нашего волшебного зала, где совсем не похожие на пациентов люди кружатся в вихре жизни».

 

 

Наталия Евгеньевна Латышева, доцент кафедры теории и методики физической культуры, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта (Санкт-Петербург), канд.пед.наук:   

«Для пациентов, страдающих болезнью Паркинсона,​ повседневные​ движения трудны в силу особенностей заболевания. Преимуществом танцев в двигательной реабилитации при Паркинсонизме является выполнение танцевальных шагов в сочетании с музыкальным сопровождением, что позволяет уменьшать затруднения к началу движения, с которым сталкиваются многие пациенты, а также​ комплексно воздействовать на проявление всех видов координационных способностей и​ повышать общую выносливость для более комфортного осуществления двигательной активности в повседневной жизни».

 

 

Елена Аркадьевна Хвостикова, руководитель Центра помощи пациентам «Геном»:

«Там, где еще не всегда справляются лекарства, срабатывают воля к жизни и любовь к близким. Именно эту любовь и желание к жизни мы стараемся привить с помощью дансинг-терапии. И каждую нашу встречу мы наблюдаем за волшебством преображения и чудесами пробуждения к жизни.

Лично для меня этот проект – это счастье объединения. Взаимодействие, интеграция, общность: вместе мы по-настоящему становимся единым целым. И каждый из нас: и те, кто помогает пациентам и те, кто страдает от болезни Паркинсона – дополняет друг друга, несмотря на свой уникальный жизненный путь, сферу интересов и область деятельности. Порой, слезы счастья на глазах оттого, что клуб стал родным местом для наших пациентов, точкой, в которой все друг друга дополняют. Паззл сложился. Именно объединение – это ключ к сердцу каждого пациента, который раскрывает потенциал его максимальных возможностей по преодолению трудностей, связанных с болезнью Паркинсона».

 

 

Пресс-конференция организована «Центром помощи пациентам «Геном» при спонсорской поддержке компании AbbVie.

 

 

[1] Mobin A. A comparative analysis of how Michael J. Fox and Muhammad Ali changed the world’s views on Parkinson’s disease. J Parkinsonism & Restless Legs Syndrome 2011;1:1–43

[2] Левин О.С., Федорова Н.В. Болезнь Паркинсона. М.: МЕДпресс, 2014. 10 с.

[3] Sten-Magnus Aquilonius, M. Maral Mouradian. Parkinson’s Disease. ESP Bioscience LTD, Crowthorne, UK, 2012 – 37 p.